Под руководством специалиста по математике, Роговой Людмилы Яковлевны, в нашем дошкольном учреждении действует кружок развивающих логико-математических игр «Пифагор» для детей старшего дошкольного возраста.
Сегодня быть готовым к обучению в школе - значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы.
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Огромные возможности для развития данных качеств ребенка предоставляет развивающая игра, обладающая неоспоримыми достоинствами:
-
не перегружает детей, вызывает познавательный интерес, отсюда развивается интерес к математике;
-
формирует не только элементарные математические понятия, но и логические структуры мышления и умственные действия, что готовит детей к усвоению школьных предметов;
-
способствует исследовательскому и творческому поиску, учебной мотивации.
Программа дополнительного образования по математическому развитию разработана на основе образовательных программ «Детство» Т.И.Бабаевой и «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградовой.
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Основные задачи:
-
способствовать формированию основных мыслительных операций через использование логико-математических игр;
-
учить понимать суть задачи и выполнять ее самостоятельно;
-
обучать детей умению планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Условия реализации программы:
-
создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды, насыщение ее играми и пособиями, направленными на развитие логического мышления детей;
-
наличие новейших научных разработок в данной области, специальной литературы по математическому развитию и игровой деятельности;
-
возрастной принцип формирования группы, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-
использование логико-математических игр, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
Основные направления и содержание деятельности:
-
игры на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия: («Лабиринты», «Найди дорожку», «Чем похожи, чем отличаются»),
-
игры на перестановку фигур («Поменяй местами», «Сделай также»);
-
задания на составление фигуры из отдельных частей («Сложи квадрат», «Собери сервиз», «Танграм», объёмных фигур «Куб-хамелеон», «Уголки»)
-
логические задачи на поиск недостающих фигур («Продолжи ряд», «Найди фигуру»),
-
игры с логическими блоками Дьенеша на умение выявлять и абстрагировать в предметах свойства, а также на развитие способности к замещению, моделированию свойств,
-
задания на смекалку со счетными палочками;
-
игры на формирование пространственных, количественных и временных отношений,
-
математические праздники и викторины.
Пройдя курс развивающих логико-математических игр, дети научатся:
-
измерять величины различными условными мерками;
-
уверенно решать задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
-
обследовать фигуры, выделяя их основные признаки;
-
словесно описывать фигуру;
-
наблюдать, анализировать, расширят свой кругозор;
-
классифицировать предметы по двум свойствам;
-
вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
-
активно участвовать в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
-
придумывать новые варианты игр, сюжетов совместно со взрослыми и другими детьми.
Игра не передаёт конкретные знания, умения и навыки, а развивает психические процессы и способности ребенка. В ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам относят такие социальные и психологические характеристики личности ребенка как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения. Занятия в кружке «Игровая математика» способствуют развитию личности ребенка, в интересной, увлекательной форме. |